Почему москва третий рим — концепция

Почему москва третий рим - концепция Интересные факты

Москва — Третий Рим — историческая концепция, созданная монахом Псковским Филофеем, предположительно в конце 15 века, утверждая, что первый Рим пал в результате раскола, второй Рим — Константинополь — в результате предательства истинной веры, третий Рим — Москва, а четвертого уже не будет. Самый старый из сохранившихся документов, в котором представлена теория трех Римов, — это письмо Филофея князю Василию III от 1510 года [1].

После падения Рима (476 г.) и Великого раскола (V — XIII вв.) Христианство раскололось на два основных потока — восточное и западное. В глазах православных (восточных христиан) того времени западное христианство (католицизм) было ересью. Основным центром православия до 15 века была Византийская империя (Византия). Во время Флорентийского Собора на котором также присутствовали епископы Великого княжества МосковскогоПравославные епископы подчинились Папе и согласились войти в юрисдикцию Рима в обмен на помощь папы в борьбе с турками, в то время как большинство русинских епископов отказались подчиняться Папе на соборе. Таким образом, Россия стала главным центром Православия. После войны с Турцией и отказа Папы оказать обещанную помощь Византия в 1453 году развалилась. Москва должна была стать следующим, новым центром мира, то есть «третьим Римом» — четвертого больше не существовало.

Почему москва третий рим - концепция
Почему москва третий рим — концепция

Почему москва третий рим — концепция

После падения Константинополя Москва хотела стать наследницей Византии, что должно было быть подчеркнуто женитьбой Ивана III на Софии Палеолог (1472 г.), последней наследнице византийского престола и племяннице. Византийский император Константин XI Драгаз, а также захват византийским императором государства Орла и церемониал византийского двора. После женитьбы Иван III стал первым московским князем, принявшим титул «царя всея Руси» в 1478 году. Последовательные русские правители продолжили эту традицию, и со времени коронации Петра I.в 1721 году они приняли титул «императора». В свою очередь, турецкие султаны после завоевания Константинополя сами использовали титул «римский император». Царь Всея Руси, как наследник традиций Рима и Византии, должен был победить «еретический» Запад под знаменем Православной церкви, возглавляемой Папой и Священной Римской империей немецкого народа.

Может быть интересно:  10 любопытных фактов про глаза

Николай Рясановский и Марк Д. Штейнберг подчеркивают, что автор доктрины не намеревался создать идеологическую основу для внешней политики России, а лишь стремился подчеркнуть правильность православной веры. Концепция «Трех Римов» так и не стала официальной политической доктриной Российского государства. Однако он был популярен в России и иногда использовался для объяснения экспансионистской политики Российской империи вплоть до краха российской монархии в 1917 году.