Основной проблемой удалённого обучения может быть низкая мотивация к обучению — считает доктор Марта Тимофеева из Института психологии Российской академии наук. Она рекомендует академическим преподавателям работать с включенными камерами, преобразовывать курсовые работы в более мелкие проекты со строго определенным сроком подачи и вознаграждать студентов за активность во время онлайн-уроков. Дистанционное обучение хорошо или плохо?
По ее мнению, электронное обучение значительно сложнее и не заменит традиционные формы обучения, но в некоторых областях оно может быть столь же эффективным, как и аудиторные занятия.
Психолог прогнозирует, что в новом учебном году студенты начнут испытывать феномен предпочтений настоящего времени, также известный как импульсивность. «Во время дистанционного обучения студенты будут принимать решения каждый день — активно участвовать в занятиях или могут авторизоваться начиная с кровати, выключить веб-камеру и немного вздремнуть», — поясняет она.
Самоконтроль в дистанционном обучении
Самоконтроль необходим, чтобы не поддаваться сиюминутным импульсам. Как объясняет психолог, самоконтроль заставляет нас отказываться от менее хорошего в пользу большего. Это необходимо в ситуациях, когда выполнение чего-либо подвергает человека негативным последствиям, но в то же время дает большое отложенное удовлетворение.
По мнению доктора Марты Тимофеевны, ограничение возможности выбора и притока информации помогает контролировать себя во время дистанционного обучения. При подготовке к экзамену или при написании дипломной работы стоит выключить телефон и компьютер, они могут отвлекать.
Нежелательное поведение предотвращается путем наложения дополнительных затрат на неправильный выбор. Сильный мотивационный эффект вызывают публичные заявления, например, своевременная сдача курсовой работы.
Чтобы защитить себя от импульсивного поведения, механизмы могут задерживать время между желанием что-то сделать и физической способностью выполнять действие. Например, студент может установить таймер на определенный период времени и не заканчивать учебу до истечения срока.
Психолог также советует сознательно манипулировать своими эмоциями.
«Когда нам удастся вызвать положительные эмоции от выполняемой деятельности — мы добьемся успеха. Также может быть полезно представить неприятные ощущения, которые мы испытываем, когда не делаем что-то, например, в ситуации, когда мы проваливаем сеанс или заканчиваем учебу», — объясняет д-р Марта Тимофеева.
Вместо того, чтобы наказывать себя, вы можете создать систему поощрений за упорство в своем стремлении регулярно учиться. Психолог предлагает каждый месяц делать себе небольшой подарок — например, на систематическое изучение языка.
Дистанционное обучение хорошо или плохо
По мнению психолога, академические преподаватели должны помогать студентам в трудное время дистанционного обучения. Она советует использовать в учебном процессе синхронное обучение, что позволяет поддерживать постоянный контакт преподаватель-студент. Она рекомендует работать с включенными камерами, превращать курсовые работы в более мелкие проекты со строго определенным сроком подачи и поощрять активность студентов во время онлайн-уроков.