В школе нас учат писать и читать. Это основа всего. Без этих двух способностей вы неграмотны. Но означает ли это, что если вы можете делать эти две вещи, значит, вы грамотны? Что такое медиаграмотность и почему она важна расскажет портал все для людей.
Мы живем в мире, где есть постоянный поток информации. Большая часть этой информации ложна. И чрезвычайно важно уметь выбрать и (правильно) прочитать эту информацию.
Сегодня все являются СМИ, все распространяют информацию. Каждый может что-то сказать или написать, и это может достичь десятки, сотни, тысячи людей. В Интернете нет фильтра. Все это подводит нас к эпохе фейковых новостей. Это не просто термин, это метод, который используется. Компании, директора по маркетингу, знаменитости, влиятельные лица умело обрабатывают фейковые новости, чтобы привлечь больше последователей — за деньги, власть или пропаганду.
Дональд Трамп — самый ярких пример человека, который использовал и продолжает использовать фейковые новости для достижения успеха. Доказано, что Трамп использовал ложную или вводящую в заблуждение информацию более 8000 раз в ходе своей избирательной кампании и в качестве президента.
В последнее время все партии, которые пытаются «захватить» власть и завоевать доверие избирателей, говорят о здравоохранении и судебной реформе, но есть еще одна, имеющая наибольшее значение, — образование.
Мы, люди, очень часто заставляем вещи казаться более трудными и сложными, чем они есть на самом деле. Сознательно или нет — другой вопрос.
Республика Сингапур — островной город — государство, сопоставимый по населению с Болгарией. Здесь образование и здравоохранение являются одними из лучших в мире, и они спроектированы таким образом, чтобы каждый мог выбирать, где жить. Эти три вещи привели к следующим результатам:
- Продолжительность жизни — 83,8 года (3-е место в мире)
- грамотность — 92,7% населения
- младенческая смертность — 2,8% (154 место в мире)
- ВВП на душу населения — 68 487 долларов США.
- ИЧР (Индекс человеческого развития) — 0,935 (9-е место в мире)
Посмотрим те же данные, но для России:
- Продолжительность жизни — 74,9 года (80-е место в мире)
- грамотность — 98,2% населения
- младенческая смертность — 7,1% (26 место в мире)
- ВВП на душу населения — 9826 долларов США.
- ИЧР (Индекс человеческого развития) 0,816 (52 место в мире)
Мы, россияне, не глупы, и цифры показывают это, но, тем не менее, наша система образования уже много лет находится в «коме». Все устарело и малоэффективно. В нее нужно внести много изменений, и одна из важнейших задач — ввести предмет — медиаграмотность.
«Медиаграмотность — это способность определять различные типы средств массовой информации и декодировать сообщения, распространяемые через них. Она относится к навыкам, знаниям и пониманию, которые позволяют потребителям эффективно и безопасно использовать средства массовой информации, и признана одной из ключевых компетенций 21 века. В Нидерландах также используется термин mediawijsheid, понимаемый как «сознательное и активное использование гражданами всех доступных средств массовой информации — цифровых и аналоговых — для оптимального участия в жизни современного общества и повышения качества их жизни».
«Фейковые новости» — одна из самых больших проблем современности. Многие люди введены в заблуждение и даже используются национальными СМИ для манипуляций. Человеку достаточно увидеть, какие газеты и сайты читают больше всего, и ему станет ясно, что россияне читают в основном фейковые и манипулятивные новости. Почему политики по-прежнему ничего не делают? Ответ более чем ясен.
Конечно, как и все остальное, эта новая штука под названием «фейковые новости» уже давно забыта. Люди долгое время использовали ложь и вводящую в заблуждение информацию. Разница в том, что сегодня средства массовой информации делают это с миллиардами людей каждый день.
Чтобы общество процветало, мы должны учиться на своих ошибках. Это одна из функций истории — извлекать уроки из нее.
Очень важно прививать медиаграмотность в школах. Если мы продолжаем совершать ошибку, которую совершали бесчисленное количество раз, это не ошибка, а выбор. И если это наш выбор, то мы продолжим развиваться только технологически, а не как общество.